ЯРОСЛАВСКАЯ МАЙОЛИКА КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ И ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС (Н.А. Карлашова, студент-магистрант)

Журнал "Путь науки"
Статья "ЯРОСЛАВСКАЯ МАЙОЛИКА КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ И ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС"

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Россия

Аннотация. Объект исследования – ярославская майолика. Предмет исследования – использование традиционного промысла в качестве туристского ресурса. Цель работы – изучить ярославскую майолику как традиционный промысел и туристский ресурс и предложить варианты использования в туризме. В ходе работы изучалась история появления и становления майолики, анализировались ресурсные возможности, изучались возможные направления использования майолики как туристского ресурса. Итогом работы стал проект экскурсии «Ярославская майолика – глиняное чудо», выявлены основные направления использования традиционного промысла в качестве туристского ресурса.

Ключевые слова: туризм, Ярославль, художественная керамика, майолика, изразцы.


В век технического прогресса особенно остро стоит вопрос о сохранении народных промыслов. В исторических поселениях существует необходимость в популяризации и продвижении изделий ручной работы. Появилась идея более широкого использования продукции местных промыслов в сфере туризма, что, несомненно, будет являться также и фактором развития туристской сферы города Ярославля.

Первые изделия из глины появились в глубокой древности. Сначала их использовали как предметы быта, а потом и в качестве украшений. Производством керамических изделий из обожженной глины с использованием расписной глазури издавна занимались в Средней Азии и странах Арабского Халифата. Вместе с исламской культурой это искусство распространилось на северное побережье Африки, и оттуда было занесено марокканцами в южную Испанию. В начале XV века глазурованная керамика с люстром попала в Италию через остров Майорка, от которого и получила свое название майолики [5, с. 116]. Уже к середине XV столетия она стала необыкновенно популярна по всей Европе, а затем пришла и в Россию.

XVII столетие стало временем невиданного подъема ярославского храмового строительства и создания многочисленных фресковых ансамблей. В городе сложился своеобразный «ярославский» стиль, отличавшийся широким использованием полихромных изразцов [3, c. 62]. В XVIII веке, наравне с Москвой, Ярославль становится крупным центром по изготовлению майолики. Произошло это благодаря имеющимся у города глиняным ресурсам, а именно – глинам Коровницкой слободы – здесь держали скот, давали шкуры для кожевенного производства, ловили рыбу, а из местных глин лепили горшки, изготавливали кирпичи и изразцы. Известно, что в XVIII веке здесь появился гончарный завод. Изразцы – керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые) [2, c. 135]. С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Изразец – уникальное керамическое украшение, сохранившее традиции прошлого.

В 1936 году при земляных работах в Коровницкой слободе И. А. Тихомировым и И. Ф. Барщевским были найдены красные (терракотовые) изразцы, сложенные стопками. Известно, что в XVII в. здесь были сосредоточены гончарные и кирпичные заводы. Терракота как вид керамической техники с середины XVII века постепенно вытесняется муравлеными, многоцветными глазурованными изразцами. Однако ярославские красные изразцы продолжали делать и в третьей четверти XVII века. Ими были украшены, в частности, храмы Афанасьевского монастыря и церковь Николы Мокрого в Ярославле (1665 – 1672 гг.), Воскресенский собор Борисоглебской слободы (ныне Тутаев).

В XVII – XVIII веках при изготовлении изразцов стали использовать прозрачную глазурь зеленого цвета – мураву (цвет травы-муравы), а соответствующие изделия назывались поэтому «муравлеными». В Ярославле известны два храма, украшенные зелеными муравлеными изразцами: церковь Рождества Христова (1636 – 1644 гг.) и Церковь Михаила Архангела (1658 – 1682 гг.).

В последней четверти XVII века в Ярославле получили распространение многоцветные эмалевые (ценинные) изразцы. Их появление в середине XVII века связывают с деятельностью белорусских мастеров, выходцев из литовских земель. Они привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей: белого, желтого, бирюзовозеленого и синего цветов [4, с. 368]. Самый распространенный мотив украшения изразцов XVI – XVII веков – растительные узоры (травы), цветочная розетка, имеющая многообразные виды полевых цветов [1, с. 20]. Редкий храм Ярославля обходился без этих красочных вставок.

При анализе ресурсных возможностей города обнаружилось, что до нынешнего времени в Ярославле сохранились все указанные виды изразцов: терракота и эмалевые на церкви Николая Чудотворца, муравленые на церкви Рождества Христова и эмалевые изразцы на церквях – Иоанна Предтечи в Толчкове, Иоанна Златоуста в Коровниках, Богоявления, Михаила Архангела, Часовня Александра Невского, Ильи Пророка, Тихвинской Иконы Богоматери, и новоделы наУспенском соборе. Отбор объектов показа для включения в экскурсию происходил по таким основным критериям как художественная ценность, зрелищность и транспортная доступность.

Следующим этапом работы стало выяснение потенциального спроса и интереса к проектируемому экскурсионному продукту. Для этого в марте 2015 года был проведен опрос жителей Ярославля и потенциальных гостей города (в опросе участвовало 154 респондента). Результаты опроса показали, что изразцовое убранство ярославских церквей представляет интерес более чем для половины опрошенных респондентов среди жителей Ярославля.

После полученных результатов были проанализированы предложения на рынке экскурсионных услуг города. Оказалось, что разработанных экскурсионных программ по данной тематике не существует, таким образом, потенциальный спрос превышает предложение. Этот факт позволяет говорить о необходимости создания и воплощения в жизнь экскурсионной программы «Ярославская майолика – глиняное чудо».

Наиболее активный интерес к теме экскурсии проявился у служащих, предпринимателей, рабочих и студентов, небольшая доля у людей безработных и находящихся в пенсионном возрасте и школьников. Одними из важнейших показателей в экскурсионном продукте, на которые в первую очередь обращает внимание потенциальный потребитель, являются продолжительность и стоимость.

Учитывая желания потенциальных потребителей и реальные возможности, был разработан проект автобусно-пешеходной тематической культурно-познавательной экскурсии «Ярославская майолика – глиняное чудо» c показом церквей Николая Чудотворца и Тихвинской Иконы Богоматери, церквей Богоявления, Ильи Пророка, Рождества Христова, Успенского собора, церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. В результате проделанной работы было создано два экскурсионных маршрута, включающих также посещение ремесленных мастерских.

При условии воплощения данного проекта в жизнь жители Ярославля, гуляя по родному городу, смогут взглянуть на, казалось бы, привычные нам архитектурные сооружения с новой стороны, подробней узнать о производстве изразцов и их символике, а в результате ощутить значимость Ярославля как одного из центров производства майолики.

На сегодняшний день в Ярославле работают около десятка высококлассных мастерских по производству майолики. Ярославские керамисты-майолисты всячески способствуют развитию и популяризации традиционного промысла. Используется глина с Норского месторождения.

Таким образом, использование майолики в туристской сфере представляется возможным также в следующих направлениях:
- Экскурсии на производство, мастер-классы («Мастерская Л. И. Качалова» и «Мастерская Павловой и Шепелева»).
- Музейные экспозиции. Богатой коллекцией изразцов обладает Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Его коллекция ярославских изразцов (XVII – XIX вв.) насчитывает более 3 тысяч экспонатов, но, к сожалению, фонды музея закрыты для всеобщего обозрения.
- Майолика как ярославский сувенир. На сегодняшний день в городе работают только два магазина, специализирующихся на продаже ярославских сувениров ручной работы: «Счастливый сувенир» и «Ларец». Также мастера выставляются на выставках городского, областного и международного масштаба («Ладья» г. Москва, «Все грани творчества» г. Ярославль, Всероссийская Спасская ярмарка НХП и ремесел г. Елабуга, Республика Татарстан).
- Экскурсии по городу с осмотром изразцового убранства ярославских храмов.

Цели сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов обозначены на государственном уровне. В связи с этим представляется целесообразным внести некоторые предложения, которые, при их практической реализации, будут способствовать продвижению и популяризации промысла:
1. Обеспечить музеи необходимым оборудованием для составления полноценных экспозиций майолики и изразцов (а также других народных промыслов).
2. Создать установленные точки продажи изделий мастеров-ремесленников (на сегодняшний день это только два магазина: «Счастливый сувенир» и «Ларец»).
3. Организация мастер-классов, мастер-шоу.
4. Проведение встреч-лекций с мастерами-ремесленниками.
Считаю, что реализация данных предложений будет способствовать развитию туризма в городе Ярославле, а также повысит уровень культуры наших земляков и гостей города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акунова, Л. Ф. Технологии производства и декорирование художественных керамических изделий: учебник для худ.- промышл. училищ и училищ прикладного искусства / Л. Ф. Акунова, В. В. Крапивин – Москва: Высшая школа, 1984. – 207 с.
2. Летопись Ярославля, 1010-2010 = The chronicles of Yaroslavl / [рук. проекта А. А. Раздолгин; авт. текстов В. М. Марасанова; науч. ред. Ю. Ю. Иерусалимский]. – Санкт-Петербург: Морской Петербург, 2007. – 359 с.: ил., цв. ил., портр. – Текст парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 358-359.
3. Марасанова, В. М. История культуры Ярославского края с древнейших времен до конца XVIII века / В. М. Марасанова, Ю. Г. Салова. – Ярославль: Яросл.гос. ун-т. ЯрГУ, 2008. – 116 с.
4. Мелик-Пашаев, А. А. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. – Москва: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999. – 816 с.
5. Сентенс, Б. Керамика: путеводитель по традиционным техникам мира. Пер. с англ. Л. В. Вахуркиной, А. В. Нефедова, Д. А. Перовой / Б. Сентенс – Москва: Астель, 2005. – 216 с.: ил.